"Момент досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания"
Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ч. 5 ст. 173 УИК РФ, определяющую порядок досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания.
Согласно этой правовой норме досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих постановления суда, определения суда, акта о помиловании либо утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии, а в случае поступления указанных документов после окончания рабочего дня - утром следующего дня (если актами о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное). Если поступившее постановление суда не вступило в законную силу и не было обжаловано, освобождение от отбывания наказания производится утром дня, следующего за днем истечения срока обжалования указанного постановления в кассационном порядке.
Тем самым законодатель более детально регламентировал момент освобождения, так как в предыдущей редакции ч. 5 ст. 173 УИК указывалось, что "досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня". В связи с этим в некоторых регионах Российской Федерации осужденных неправомерно освобождали на основании не вступивших в законную силу постановлений суда, поскольку в уголовно-исполнительном законодательстве четко не определялось, какие именно поступившие документы необходимо было считать "соответствующими".
Вместе с тем новая редакция изложенной правовой нормы не дает прямого ответа на некоторые вопросы, в связи с чем практика ее применения не отличается единообразием.
Согласно ч. 1 ст. 391 УПК постановление суда первой инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке либо в день вынесения судом апелляционной инстанции определения или постановления.
Указанные требования уголовно-процессуального законодательства об апелляционном обжаловании не вступивших в законную силу решений суда вступили в силу с 1 января 2013 г., в связи с чем положения ч. 5 ст. 173 УИК о кассационном обжаловании не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и подлежат изменению.
Согласно ч. 1 ст. 401 УПК на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в порядке, установленном гл. 45.1 УПК.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 389.4 УПК апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления.
Тем самым положения указанной нормы распространяются и на постановления (определения), вынесенные по итогам рассмотрения материалов в порядке исполнения приговора, в том числе о досрочном освобождении от отбывания наказания, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде реального лишения свободы.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" указал, что в случае принятия судом решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания копию постановления суду надлежит незамедлительно направить в учреждение или орган, исполняющий наказание, а также в суд, постановивший приговор.
На практике экземпляр постановления суда о досрочном освобождении от отбывания наказания зачастую поступает к осужденному к лишению свободы спустя определенный промежуток времени, который может быть длительным. При этом прокурор в апелляционный срок судебное решение не обжалует. В результате возникает абсурдная ситуация, связанная с вынужденным дальнейшим отбыванием наказания осужденным из-за неистечения срока апелляционного обжалования с его стороны.
В таких случаях, когда десятисуточный срок апелляционного обжалования для осужденного еще не истек, постановление суда считается не вступившим в законную силу, поэтому осужденный не может быть освобожден из учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы <1>.
--------------------------------
<1> Далее по тексту - исправительное учреждение.
Тем не менее нередки случаи преждевременного освобождения осужденных, т.е. спустя 10 суток со дня вынесения судом соответствующего постановления, а не со дня вручения ему копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 401 УПК при внесении представления на постановление суда, в соответствии с которым осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания, прокурор письменно уведомляет об этом администрацию места отбывания наказания до истечения срока обжалования указанного постановления в апелляционном порядке.
Таким образом, если представление в течение 10 суток со дня вынесения судом постановления не поступило, администрация исправительного учреждения должна самостоятельно исчислить истечение срока апелляционного обжалования осужденным - десятые сутки со дня вручения ему копии постановления суда. Утром дня, следующего за днем истечения этого срока, осужденный подлежит освобождению.
По нашему мнению, необходимо внести изменения в законодательство, предусмотрев общий срок апелляционного обжалования 10 суток со дня вынесения постановления суда о досрочном освобождении от отбывания наказания. При этом следует оставить за осужденным право на обращение о восстановлении срока апелляционного обжалования по уважительной причине, связанной с поздним вручением ему копии постановления.
Сохраняют свою актуальность и высказываемые предложения о необходимости законодательного четкого определения порядка направления постановления суда на исполнение <2>.
--------------------------------
<2> См., например: Шуваткин А. Проблемы разрешения вопросов, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы // Законность. 2011. N 12. С. 35.
В рамках же действующего законодательства целесообразно принять меры для скорейшего поступления к осужденным постановлений суда о досрочном освобождении от отбывания наказания для сокращения срока вступления этих решений в законную силу и, соответственно, времени нахождения таких лиц в исправительных учреждениях. С этой целью судам надо рекомендовать передавать копии постановления осужденному или представителю администрации исправительного учреждения (если осужденный не участвует в судебном заседании), как правило, в день его вынесения.
Администрациям исправительных учреждений, в свою очередь, следует рекомендовать организовать работу таким образом, чтобы, при отсутствии у суда возможности направления постановления нарочным, самостоятельно доставлять их из суда в исправительное учреждение.
Кроме того, по досрочному освобождению от отбывания наказания возникает множество вопросов, связанных с выходными и нерабочими праздничными днями. В частности, когда подлежит освобождению осужденный в случае, если последний день срока апелляционного обжалования выпадает на один из таких дней?
В УИК есть общее положение о том, что, если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день (ч. 2 ст. 173).
Представляется, что эти положения не применимы при решении обозначенного нами вопроса, поскольку не вступившие в законную силу постановления суда о досрочном освобождении не подлежат исполнению.
В соответствии с ч. 2 ст. 128 УПК если окончание процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.
В перечисленных исключениях не указаны случаи отбывания наказания и обжалования постановления суда в апелляционном порядке, т.е. днем истечения срока обжалования постановления суда в апелляционном порядке является следующий за выходным или праздничным днем рабочий день. При таких обстоятельствах днем досрочного освобождения от отбывания наказания становится утро второго (после выходного или праздничного дня) рабочего дня.
Между тем в контексте указанного вопроса необходимо определиться, распространяются ли положения о нерабочих днях на осужденных.
Обратимся к трудовому законодательству. Так, согласно ст. 112 ТК нерабочими праздничными днями являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
В соответствии со ст. 111 ТК при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один. Общий выходной день - воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
Осужденные работают, как правило, по шесть дней в неделю или не работают вовсе. Исправительные учреждения, разумеется, функционируют круглосуточно, однако в праздничные и выходные дни работают не все службы, а только в соответствии с графиком дежурств работники, обеспечивающие охрану и надзор, и некоторые иные лица.
Проанализировав положения трудового, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, приходим к выводу о том, что в контексте рассматриваемого вопроса положения о нерабочих днях распространяются и на осужденных. Не случайно законодатель в ч. 2 ст. 173 УИК указал, что, если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается в предшествующий день.
Вместе с тем, если нерабочие праздничные дни четко установлены законодательством, то при решении вопросов о выходных днях (опять же в контексте рассматриваемой нами проблемы) следует исходить из того, какие общие выходные дни установлены для работников исправительных учреждений. Такими днями являются суббота и воскресенье. Те же выходные дни установлены и для судей.
По-иному, на наш взгляд, следует решать вопрос об освобождении осужденного в случае, если последний день срока апелляционного обжалования выпадает на предвыходной или предпраздничный день.
Как указывалось выше, согласно ч. 5 ст. 173 УИК осужденный подлежит освобождению утром дня, следующего за днем истечения срока обжалования постановления. При этом законодатель не оговаривает, что этот день должен быть рабочим. Тем самым в этом случае осужденный подлежит освобождению в выходной или праздничный день.
Однако есть трудности с порядком освобождения осужденных в такие дни, так как работники отдела (группы) специального учета и бухгалтерии, оформляющие соответствующие документы на освобождение и выдающие освобождаемым денежные средства, не работают. Представляется, что трудности, связанные с необходимостью выхода на работу работников уголовно-исполнительной системы в выходной или праздничный день в указанных целях, подлежат решению руководителями исправительных учреждений в соответствии с трудовым законодательством.
Несмотря на объективные сложности такого освобождения в выходные и праздничные дни, вступившие в законную силу постановления суда подлежат неукоснительному исполнению, на то прямо указано в ч. 1 ст. 392 УПК.
Таким образом, обозначенные проблемы чрезвычайно актуальны, поскольку преждевременное освобождение осужденных от отбывания уголовного наказания влечет неисполнение приговоров судов, а содержание лица в исправительном учреждении после истечения срока освобождения - незаконное лишение свободы этих лиц, влекущее ответственность виновных.
Журнал "Законность", №6, 2013.
|